Не страха ли проделки?

Автор: А. Бетельгейзе
Добавлено: 2012-12-13 17:07:23

"Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких (1), в твоём сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других (2), соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению (3)."

Уэсиба Морихэй

По-видимому, это выражение произвело на меня особое впечатление, и это может объясняться тем, что мне самой знакомы описанные недостатки по собственному опыту. Однако некоторые пункты я бы поправила по своему нынешнему разумению:

"Как только начинаешь искать изъяны в других (1), в твоём сердце образуется дыра, через которую входит зломыслие. Если ты (2) соревнуешься с другими, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению (3)".

(1) - возможно, Уэсиба-сенсей имел в виду "взвешивание" людей (и это касается не только близких!) по их недостаткам и достоинствам. В таком случае, кроме хорошего, мы ищем плохое, и это приводит к омрачению нашего отношения к оцениваемым. Замеченные изъяны (бывает же, что они прямо, как блохи по носу, по человеку скачут) можно как бы "разложить", найдя их причину; это помогает справиться с негативом - понять, и даже может помочь человеку избавиться от недостатка. Просто не орбащать внимание на какие-то недостатки, тоже выход, но не такой надёжный, и вообще должен сопровождаться осознанием и "гипертрофированием" достоинств.

(2) - испытание, по-моему, понятие растяжимое (может, и нет, могу же ошибаться, и вообще, пока всё это писала раз сто испытала и взвесила каждую буковку), потому мне не совсем понятно, почему Уэсиба-сенсей его упомянул. Разумеется, испытание легко может вызвать негатив по отношению к испытуемому, но это не обязательно. Тем не менее, только так могу объяснить упоминание "испытывания" в рассматриваемом выражении.

(3) - поражение - следствие ослабления, но не во всех случаях, потому мне кажется лишним это слово. Но это мои личные предпочтения, взращенные сухими математическими формулировками, на которых я долгое время держала свой мозг.

Вообще же, рассмотренное высказывание мастера Уэсибы, как мне видится, имеет связь с "законом страхо-притяжения", когда начинаешь чего-то бояться, а оно ещё и притягивается к тебе потом. Связь эта, наверное, восходит к некторому более глобальному закону (все его, небось, знают, только вспомнить надо).

Страх - вообще штука страшная. Он вводит нас в напряжёное состояние и заставляет ограждаться от окружающего мира в той или иной мере. Это нас ослабляет.

Тогда, может, в основе нежелательностей, о которых говорит Уэсиба-сенсей, лежит страх? И тогда рассмотренное выражение является частным случаем, а "преодоление страха" - глобальным законом? Тогда квинтессенцией выражения мастера Уэсибы могло бы быть такое (в виде необработанного наброска):

"Не позволяй страху проникать в сердце".

Ведь человек, обуздавший страх (убеждена, что до конца страх победить невозможно, его присутствие в человеческой сущности естественно и безвредно, пока не выходит из-под контроля) открыт к окружающему миру, един со Вселенной (со всеми, вытекающими из такого единства, преимуществами).

Оглавление   |  На верх


Тема страницы:

Не страха ли проделки?: Философия Выставка-ярмарка Сияние камней / Сяйво каменів; Выставка-ярмарка Сад-огород/Сад-город Статьи